Вторая жизнь модуля зажигания

Речь пойдёт о болезнях модуля зажигания и методах их диагностики и лечения.Вспомним кратко принцип работы системы зажигания.
В системе зажигания применяется модуль зажигания, состоящий из двухканального электронного коммутатора и двух двухвыводных катушек зажигания ‚система зажигания не имеет подвижных деталей и поэтому не требует обслуживания.Она также не имеет регулировок, т.к. управление зажиганием полностью электронное.Управление зажиганием осуществляется контроллером, использующим информацию о режиме работы двигателя, получаемую от датчиков системы управления двигателем.В системе зажигания применяется метод распределения искры, называемый методом холостой искры. Цилиндры двигателя объединены в пары 1-4 и 2-3, и искрообразование происходит одновременно в двух цилиндрах: в цилиндре, в котором заканчивается такт сжатия (рабочая искра), и в цилиндре, в котором происходит такт выпуска (холостая искра).В связи с постоянным напрвлением тока в первичной и вторичной обмотках ток искрообразования одной свечи всегда происходит с центрального электрода на боковой,а второй - с бокового на центральный.На рисунке изображена схема модуля зажигания.
Схема модуля зажигания

На контакт D подаётся +12В, а на контакты А и В управляющие сигналы с контроллера.А так модуль выглядит "живьём".
 Модуль зажигания

Неисправность модуля зажигания может проявляться по разному : подёргивания во время разгона,провал при резком нажатии на газ, нехватка мощности и т.д.Сделать предварительное заключение о неисправности МЗ можно на основании следующих проверок.Выкрутите свечи ,при недостаточной мощности искры они будут иметь чёрный нагар.Сняв высоковольтные провода с МЗ ,проверьте сопротивление омметром между 1 и 4 , 2 и 3 выводами МЗ.Должно быть 5,5 - 6,5 КОм. Меньшее сопротивление свидетельствует о витковом замыкании во вторичной обмотке , следствие этого замыкания - низкая энергия искры.Искра при таком дефекте даже на глаз отличается от нормальной.Окончательно убедиться в неисправности МЗ можно поставив другой МЗ заведомо исправный.Итак вы пришли к выводу что модуль зажигания неисправен, и его нужно менять.Стоит он недёшево - около 1200 руб.Не спешите бежать в магазин покупать "новый", потому-что новый МЗ может оказаться ещё хуже заглючившего старого.Мы вскрывали не один модуль зажигания и 50% из них были успешно отремонтированы.
Зажимаем модуль в тиски, берём отвёртку и поддеваем аллюминевую пластину с задней стороны МЗ.
Трепонация МЗ

Пластина отрывается довольно просто,хотя нам попадались модули (другой внутренней конструкции нежели рассматриваемый здесь) при вскрытии которых пластина гнулась.Пластина отрывается вместе со всеми проводками - правильнее было бы сказать волосками так как соединения платы находящейся на пластине с высоковольтным трансформатором и разъёмом внутри модуля выполнены тонюсеньким одножильным проводом, в основном плохой контакт в этих соединениях и является неисправностью МЗ.На самой плате несколько соединений так-же выполнены тонкими проводниками,постарайтесь их не оборвать.Внутренности модуля заполнены прозрачным желеобразным герметиком, удалять который лучше всего щёткой с жёсткой щетиной(зубная щетка например). На плате расположены : два бескорпусных мощных транзистора, два маломощных транзистора, две микросхемы - коммутаторы и ещё несколько конденсаторов и резисторов.Вот как вылядят две части МЗ которые нужно соеденить друг с другом.
Плата МЗ
Корпус МЗ
Заметим что контакты внутри МЗ аллюминиевые и для их пайки понадобится флюс для пайки аллюминия.К мощным транзисторам тоже подпаяться проблема так как на пластине рассеивается тепло паяльника.Нужно немного нагреть пластину, на комфорке например, и всё легко припаяется. Монтаж лучше сделать проводом сечением не менее 0,12 мм желательно с негорящей изоляцией.Провода нужно аккуратно заправить внутрь модуля,нанести по краям пластины герметик (полностью заливать полость модуля герметиком мы считаем "архитектурным излишеством") и соеденить две половины.Если дело было в ненадёжных контактах между платой и выводами высоковольтного трансформатора то модуль заработает и будет служить ещё долго.Как уже говорилось, 50% модулей вылечивается таким образом, другие 50% имеет одну причину по которой их остаётся только погрузить в мусорный контейнер - это витковое замыкание вторичной обмотки высоковольтного трансформатора.Мы пробовали добраться до трансформатора,но он так залит диэлектрической мастикой что пришлось расстаться с мыслью перемотать обмотки высоковольтного трансформатора.Если бы модуль был разделён на два независимых модуля как на японских машинах например то при выходе из строя одного высоковольтного трансформатора пришлось бы менять только его а не весь модуль зжигания.Посути дела приходится выбрасывть половину рабочего устройства - это не правильно.ЭХ ,ДАЛЕКО НАМ ЕЩЁ ДО МИРОВОГО УРОВНЯ, А ЖАЛЬ!!!!!
  Главная  ЭБУ   Ремонт   Теория   Диагностика   Иммобилизатор   Нейтрализатор   Чип-тюнинг   Одометр   Бортовой комп.
Сайт управляется системой uCoz